+7 (34356) 4-29-00+7 (343) 206-65-75
г. Невьянск, ул. Красноармейская, 2 г.Екатеринбург, ул. Павла Шаманова, 22
Email: ndi1@inbox.ru
Купить икону


19-01-2018

Иоанн Креститель Предтеча Господень.

19-01-2018

     Иоанн Креститель Предтеча Господень — самый чтимый святой после Девы Марии. Богородица – та, через которую Спаситель пришел в мир – и Иоанн Предтеча – тот, кто возвестил миру о пришествии Его - первыми и ближними склоняют свои головы перед Господом в молитве за род человеческий.

     О пророке Иоанне Крестителе Господь Иисус Христос сказал: «Из рожденных женами не восставал (пророк) больший Иоанна Крестителя».

      Этот святой, житием и деяниями своими соединивший ветхозаветные времена с эпохой Христианства, прославляется Церковью, как «ангел, и апостол, и мученик, и пророк, и свечник, и друг Христов, и пророков печать, и ходатай ветхой и новой благодати, и в рожденных пречестнейший, и светлый Слова глас».

 

 Рождество Иоанна Крестителя Предтечи Господа

     Святой Иоанн родился у пожилых бездетных родителей на шесть месяцев раньше Иисуса Христа и приходился родственником Господу нашему, ибо мать его, праведная Елисавета, была дальней родственницей Богородице Деве Марии.

      Отец его, Захария, был служителем в Иерусалимском храме. О рождении сына, Предтечи Мессии, его возвестил Архангел Гавриил, но священник усомнился в правдивости благой вести. Не поверивший Ангелу, Захария был поражен немотой.

     На восьмой день после рождения, по закону иудейскому, нужно было дать имя младенцу. Елисавета желала назвать сына Иоанном, но все собравшиеся родственники и друзья семьи воспротивились, требуя назвать младенца по имени отца. Тогда Захария попросил дощечку и написал на ней: «Иоанн имя ему». И тут же смог пожилой священник говорить, прославляя Бога и пророчествуя скорое пришествие Спасителя.

     Когда по приказу царя Ирода в Вифлееме и его окрестностях убивали всех младенцев, Елисавета ушла с сыном в пустыню и укрылась в пещере - так святой Иоанн избежал бесчеловечной казни.

     После смерти родителей он жил в пустыне, хранимый ангелом. Пророк готовил себя к великому служению Господу постом и молитвой до тридцати лет, пока Господь не призвал его к проповеди еврейскому народу.

 Проповеди Иоанна Крестителя Предтечи Господа

     Иоанн Предтеча вышел на берега реки Иордан с призывом к покаянию. Он крестил жителей Иудеи и иерусалимлян, увещевая исповедовать грехи свои, переходить от порока к благодати. Успех его проповеди был так велик, что втайне многие полагали, что святой Иоанн и есть ожидаемый Мессия. Но говорил пророк, что «идет за мною Сильнейший меня, у Которого я не достоин развязать ремень обуви». Этими словами святой Иоанн ясно свидетельствовал, что он не Христос, а только слуга и Предтеча Спасителя человечества.

     Когда ожидание Мессии достигло высшей степени, пришел к Иоанну на Иордан креститься и Господь Иисус Христос. Крещение Христа сопровождалось чудесными явлениями — схождением Святого Духа в виде голубя и голосом Бога Отца с неба: «Сей есть Сын Мой возлюбленный... ». Тогда говорил Иоанн народу о Нем: «Вот Агнец Божий, который берет на Себя грехи мира».

     Крещением Спасителя пророк Иоанн завершил и как бы запечатлел свое пророческое служение.

 

Иоанн Предтеча Ангел Пустыни. Фрагмент

Заточение и казнь Иоанна Крестителя Предтечи Господа

     Иоанн безбоязненно и строго обличал пороки как простых людей, так и сильных мира сего. Он обвинял царя Ирода Антипу в прелюбодеянии: при жизни брата своего Филиппа царь женился на его жене Иродиаде. Иродиада озлобилась за это и просила Ирода убить Иоанна Крестителя. Тот не согласился на это, ибо считал его за великого пророка и боялся народа, но в угоду ей посадил Иоанна Предтечу в темницу. Около года жил там Святой Пророк и Креститель Господень.

     На пиру в честь дня рождения Ирода плясала дочь Иродиады Саломея. Она так угодила царю и гостям его, что пообещал Ирод девушке все, что захочет она, клялся, что отдаст даже до половины царства. Но, наученная матерью, Саломея потребовала подать ей на блюде голову Иоанна Крестителя. Как не был печален Ирод, не осмелился он при гостях изменить своему слову, и Саломея отнесла голову Иоанна своей матери. После этого Иродиада еще три дня глумилась над святой главой пророка, а затем бросила ее в грязный угол.

     Позже жена домоправителя Ирода погребла голову Иоанна Крестителя в глиняном сосуде на Елеонской горе, неподалеку от того места, где позднее свершилось Вознесение Христа. Тело же Иоанна Крестителя его ученики в ту же ночь и погребли в Севастии.


Невьянская икона. Иоанн Предтеча Ангел Пустыни с житиями

Иоанн Предтеча Ангел Пустыни. XVII в. Третьяковская галерея.  

     Объемный образ Иоанна Крестителя вырезался по фотографии большой храмовой (2м*1,5 м) иконы Святого – одного из шедевров Третьяковской галереи. Эта икона была написана в конце XVII в. в Ярославле и привезена в Москву из Успенского собора.

     На иконе Иоанн Предтеча изображен как Ангел пустыни. На Руси этот тип приобрёл популярность в XVI—XVII в. Иконография основана на следующем евангельском тексте: «Слава Христа дошла до Иоанна, который послал их спросить у Христа: «Ты ли Тот, Который должен придти, или ожидать нам другого?». По отшествии посланных, Христос обратился к народу: Что смотреть ходили вы в пустыню? Трость ли, ветром колеблемую? …Что смотреть ходили вы? Пророка ли? Да, говорю вам, и больше пророка. Сей есть, о Котором написано: „вот Я посылаю Ангела Моего пред лицем Твоим, который приготовит путь Твой пред Тобою“» (Лк.7:17—29).

      Детали изображения образа Иоанна Крестителя несут различный символический смысл.

     Святой изображен с широкими золотыми крыльями — символом его бытия как пустынножителя. Но более всего они символизируют высоту подвижнической жизни, получившую черты ангельского чина.

     В пустыне пророк Иоанн носил верблюжью шкуру и подпоясывался кожаным поясом. Именно в этом одеянии и изображен Святой на нашей иконе. По мнению Феофилакта Болгарского, верблюжья шерсть была выбрана потому, что «верблюд есть животное среднее между чистым и нечистым: он чист, потому что отрыгает жвачку, и нечист, потому что имеет нераздвоенные копыта». Иоанн, ведущий проповедь на границе Ветхого и Нового заветов, носил одежду из верблюжьей шерсти, так как «приводил к Богу и мнимо-чистый народ — иудейский, и нечистый — языческий». Кожаный пояс же символизирует постоянное пребывание в труде и усмирение плотских страстей, так как «кожа есть часть мёртвого животного».

     В руках Иоанн Креститель держит чашу с младенцем – символическое изображение Христа - и свиток – символ проповеднической деятельности святого. Хартия гласит: «Се агнец Божий вземляй грехи всего мира». Это пророчество обращено не только к своему времени, но и ко всем временам.

     Гора, на которой стоит Иоанн, не только конкретизирует место захоронения его главы (Елеонская гора), но являются символом возвышенного ума и духовного очищения — мира горнего.

Особенность иконы

     Традиционно образ Святого писали на гладком фоне, а сюжеты из его жития помещали в клейма на полях иконы. Находка и новаторство мастера – жития, вписанные в разрезы архитектурных построек. Каждое здание на иконе – отдельная канонизированная иконографическая композиция. Здесь представлены сюжеты Явления ангела Захарии в храме, Рождества Иоанна Крестителя, Заточения его в темницу, Танца Саломеи на пиру, Усекновения главы и другие.

 

Фрагмент иконы.Жития Иоанна Крестителя

      Кроме того, жития Иоанна вписаны в фон: вот Ангел, водящий отрока по пустыне, вот пророк крестит народ в Иордане. Связав все сюжеты жития с пейзажем и фоном, подчеркнув главенство святого, мастеру удалось добиться единства композиции и вместе с тем уникальности, высочайшего художественного уровня.

 

    Добавить комментарий
    Необходимо согласие на обработку персональных данных
    Повторная отправка формы через:

    Последние просмотренные товары