О первом периоде невьянской иконописи сохранились только легенды и предания. В одной из легенд говорится об иконописце старце Григории. Никто не помнит, когда и откуда пришел он в наш край. Поселившись недалеко от Невьянска, на Веселых горах, жил мастер уединенно и писал лики святых. К сожалению, невьянские иконы, сделанные старцем Григорием, не сохранились до наших дней. Умер старец Григорий в 1731 г.
В то же время и начинает невьянская иконопись проявлять черты самобытности. Тогда, после «выгонок» с Верхней Волги, Кержанца и районов, пограничных с Польшей, на Урал хлынули новые массы старообрядцев, нашедшие здесь покровительство заводских властей и возможность исповедования веры по старым канонам и обрядам. Так Невьянский завод стал духовным центром старообрядчества. Среди его жителей были и мастера иконописного промысла. Тогда почти все уральские иконописцы жили в Невьянске.
Невьянская икона чутко отразила мироощущение старообрядчества: желание сохранить коллективную целостность в противостоянии "мирской" церкви и окружающей действительности проявилось и в преобладании общего над индивидуальным, и в многофигурных композициях, и в сценах предстояния с их "обезличенным личным".
Невьянские иконописцы прибегали к сплошному золочению. Обилие золота – и сегодняшняя отличительная черта невьянских икон.
Листовое золото наносилось на полимент — красно-коричневую краску, которой предварительно покрывался левкас. Полимент придавал золоту насыщенный теплый тон. Оно заполняло средник и поля, разграниченные тонкой цветной или белильной отводкой, изображения оконных переплетов, куполов и шпилей архитектурных построек, сияло в нимбах. Благородный металл сказочно обогащался цвечением, гравировкой, черневым узорочьем. Золотая полифония складывалась из контрастов фактур и поверхностей, живописно преломляющих лучи света. Икона становилась их источником.
В перечне красок, которыми была писана невьянская икона, значатся кармин и киноварь, минеральные пигменты, промышленное производство которых уже было освоено: швейнфуртская зелень, берлинская лазурь, покупаемые на Ирбитской и Нижегородской ярмарках, а в пометах, сделанных мастерами на прорисях, — краплак и бакан. Поэтому до сих пор и остается от старых невьянских икон впечатление свежести, новизны.
Наибольшее влияние на невьянскую иконопись оказала династия мастеров Богатыревых. Предки Богатыревых появились на Невьянском заводе в начале XVIII в. Самыми талантливыми мастерами из этой династии были Иван Васильевич и Афанасий Иванович. Во многих невьянских иконах находили их прориси. В то же время почти все иконописцы копировали Богатыревых. В большинстве уральских храмов начала XIX в. есть иконы этих мастеров.
В это время икона уподобилась предмету роскоши, она показала богатство и социальное положение заказчика. Позолота и инкрустация драгоценными камнями вытеснили живопись.
В середине XIX в., когда ожесточились репрессии против старообрядцев, невьянская икона приходит в упадок. В 1845 г. выходит царский указ о запрещении старообрядческой иконописи. Мастерам Богатыревым сначала было запрещено заниматься своим промыслом, а потом они были сосланы из Невьянска. Некоторые, чтобы сохранить свой промысел, формально приняли единоверие, среди них династия Чернобровиных, которые уже работали не только для старообрядческой, но и для ортодоксальной церкви. Например Сретинский Иконостас в храме Св. Николая в с. Быньги «подписан» Иваном Прохоровичем Чернобровиным.
Трудные времена переживала после революции святые невьянские иконы. Изъятые из храмов, они частично оказались в музейных собраниях, частично у простых людей, быть может, и не понимавших, какие шедевры у них на руках. И не удивительно, что теперь трудами коллекционеров иконы где только не обнаруживаются.